*Элементы критики некоторых идеалов будущего* Здесь не будем обсуждать, в т.ч. критически, литературные образы будущего вненаучной фантастики – они обычно не претендуют на Истину. А также – околонаучный футуризм (типа /Ефремов, Лем/), который в целом разделяем. Хотя он выходит за рамки наших здесь масштабов, представляя слишком глубокую разведку будущего, очень широкое и далёкое "забегание" Мысли (без достаточных пока предпосылок со стороны Бытия). И в религиозных Концепциях, прежде всего у мировых религий /Шюре, Элиаде и др./ есть, конечно, свои АБ. Их критика, на наш взгляд убедительная, дана уже в эпоху Просвещения и в известной объединительной Концепции церкви Бахаи (середина ХIХ века). И, например, со стороны одной из новейших концепций "Церкви последнего завета" /Капышев/ - о ней подробнее. Основные моменты этой критики действуют, однако (с позиций нашего Мировоззрения), и против самой этой Концепции, аналогично с критикуемыми ею. Прежде всего (цитируя страницы книги /Капышев/ с нашими выделениями), – тотальным отрицанием предшествующих ММ ("неистинность всех путей, испробованных человечеством…" – 107), несмотря на допущение выбрать из них то, "что соответствует высокому назначению человека…" – 151. Многие важные используемые Понятия (Душа, Дух-Духовность, Жизнь, Сущность, Сознание- Ум-Разум и др.) размыты. И "это не случайность, не терминологическая неточность", а внутренние Противоречия самой Концепции, ведущие, на наш взгляд, к её самоотрицанию (116–117). Многие там иные моменты критики предшествующих религиозных ММ (27–38 и др., наряду с самовосхвалением) 10 ведут "рикошетом" к философскому снятию и этого "истинного пути… философии грядущего". Ещё один, выходит, случай прозелитизма, который свойствен не только "всем великим религиям" /Белл:83/, принижая, если не отрицая "собственную исключительность" (там же). Однако и "замашка" /Капышев/ (как и другие глобального типа /Адамов, Беляев, Бодякин,…/) отважно-красива её претензией на "истинный путь". Потому, что /Белл:46/ "мы находимся в конце истории,… в смысле поступательного движения в направлении единой глобальной идеи… стремление к "цивилизованности" или "демократии" не заменит идей того масштаба, о которых писали Гегель или Маркс, – идей, которые человечество пыталось воплотить в жизнь на протяжении целых столетий." Без Развития этих Идей маловероятно <и нам так кажется> преодолеть доброкачественно "эпоху разобщенности", когда "разнопорядковые элементы и процессы взаимодействуют друг с другом самым непредсказуемым образом, и возникающая картина не описывается с помощью чёткой системы методологических постулатов и не укладывается в рамки теории." /Белл:49/. Локальные же социально-экологические эксперименты типа "эко-ноосферного поселения Тиберкуль" на юге Красноярского края /Капышев/, продолжающие опыт Ауровилля, иных современных "городов Солнца" (их ныне немало А/7:Т4/) полезны, конечно. Но вряд ли в "эпоху разобщенности" (капитализм) они преодолеют сами власть "тельца" и "Мирового правительства" ("Ложа G8", "шесть энерго-сестёр" – ТНК,…/Биб-ка, Бурлуцкая, Гонсалес, Колеман.../), даже при гипотетическом Синтезе ряда религий в единую /Экуменическое/. |
|